Более года назад, на десятой годовщине EITI в Азербайджане, которая проводилась в октябре 2013 года, я представил статью, озаглавленную «Гражданское общество и EITI в Азербайджане: счастливы в браке или же находятся в ссоре?» Взяв на себя роль азербайджанского консультанта по брачно-семейным отношениям, я описал довольно тяжелую «брачную» ситуацию, в которой пространство для действий и участия гражданского обществе в процессе EITI уменьшилось, а не увеличилось за все эти годы.
Эта речь должна была послужить мотивацией азербайжанскому правительству серьезно отнестись к своей ведущей роли первой принявшей EITI страны и в то же время напомнить им о их ответственности в отношении участия гражданского общества и предоставления для него благоприятной среды, как и предписано стандартами EITI.
К сожалению, консультирование по вопросам брака не дало хороших результатов, и ситуация для гражданского общества в 2014 стала заметно хуже. В феврале 2014 президент Алиев подписал ряд поправок, которые ограничили возможность общественных организаций свободно действовать. Согласно Human Rights Watch, эти поправки были специально направлены на усиление контроля правительства над действиями гражданского общества и ограничение фундаментальных свобод. Примерно в то же время, член комиссии экспертов NRGI Ильгар Маммадов был приговорен к семи годам заключения по политически заангажированным обвинениям, которые в мае были признаны ‘несправедливыми’ Европейским судом по правам человека. Как PWYP, так и группа CSO в совете EITI много раз поднимали эту тему, как на встречах совета, так и на встречах комитетов. В результате этих обсуждений и переговоров, совет EITI решил на июльской встрече, что необходима высокоуровневая миссия для установления того, действительно ли ведутся нападки на стандарты EITI, касающиеся участия гражданского общества и предоставления для него благоприятной среды. Эта миссия была проведена в сентябре, и хотя общий доклад по ней пока засекречен, ключевым выводом было то, что соответствия вышеупомянутым стандартам нет.
В случае выявленных нарушений стандарта EITI, совет не имеет другого выбора, кроме как исключить страну из списка, и именно такая позиция была принята группой CSO во время встречи совета в октябре прошлого года. Но другие группы с ней не согласились, и путем довольно смягченного компромисса было решено, что Азербайджан должен пройти раннюю валидацию в январе 2015, а также принять корректирующие меры для исправления ситуации, в которой оказалось занятое в EITI гражданское общество.
То, что случилось после этого, хорошо известно, и показывает, как некогда бывшая образцом для EITI страна рискует стать помехой из-за пренебрежения решениями совета EITI – это несмотря на то, что она сама является членом этого совета! В декабре президент Алиев ввел дополнительные ограничения для НПО и иностранных доноров, сделав действия их обоих практически невозможными. К тому же 27 декабря власти устроили реид на офисы Radio Liberty /Radio Free Europe – последней независимой станции СМИ, которая распространяла информацию о EITI – и закрыли её. Это случилось в тот же день, когда незаконное предварительное заключение знаменитого антикоррупционного журналиста RFE Хадижи Исмайловой было подтверждено в суде.
Понятно, что по окончании ранней валидации у совета EITI не остается большого выбора; это будет обсуждено на встрече совета, запланированной на апрель. В конце концов, в октябрьских протоколах совета написано, что если валидация подтвердит несоответствие важному аспекту Принципов и требований EITI, то совет EITI отстранит или исключит Азербайджан в соответствии с Требованием 1.7.a.
Значит ли это, что в 2015 нас ждет «развод»?